Скидка 10% при заказе в течение часа!
+7 (812) 507-82-88
Заказать звонок
Сервисный центр
Режим работы:
Ежедневно с 10 до 21
Прием заказов 24/7
Наш адрес
Заневский пр-т., 71, Санкт-Петербург
Режим работы
Ежедневно с 10 до 21
Прием заказов 24/7
Корзина пуста0 руб.0
Товары в корзине
корзина пуста
Скидка 10% при заказе в течение часа!

Права на электровелосипед в 2024 году

В этой статье мы расскажем вам о необходимости получения прав на электровелосипед в 2024 году. Мы проконсультировались с юристами и собрали полную информацию.

(Время чтения - 3 минуты)

Содержание статьи:

  1. Что говорится в правилах
  2. Если двигатель мощнее 0,25 кВт
  3. Если двигатель мощнее 4 кВ
  4. Особенности измерения мощности мотора
  5. Что будет, если водить мощный электровелосипед без прав
  6. С какими категориями можно управлять транспортным средством другой категории
  7. Сравнение России и зарубежных стран
Права на электровелосипед в 2024 году

Популярность электровелосипедов стремительно растет, и это вызывает вполне естественный вопрос: "Нужны ли права для управления электровелосипедом?". Чтобы ответить, важно сначала ознакомиться с регламентирующими определениями. Согласно ПДД, "велосипед" - это ТС, предполагающее наличие электродвигателя, чья мощность при непрерывной работе не должна превышать 0,25 кВт, причем такой двигатель должен выключаться при достижении скорости свыше 25 км/ч. Стало быть, нужны ли права на электровелосипед в России зависит от технических характеристик двигателя.

Что говорится в правилах

Итак, если мощность велосипеда более 0,25 кВт, то он приравнивается к мопеду. И если на маломощный электровелосипед права не нужны, то на мопед уже обязательны.

Мопед представляет собой ТС с двумя или тремя колесами с максимальной скоростью до 50 км/ч. Он может быть оснащён двигателем внутреннего сгорания объёмом до 50 куб. см или электродвигателем, мощность которого варьируется от 0,25 кВт до 4 кВт в режиме длительной работы. К данной категории также относят квадроциклы с соответствующими параметрами.

Так, транспорт с моторами мощностью до 0,25 кВт (250 Вт) классифицируют как велосипеды, для управления которыми водительское удостоверение не требуется, и следует придерживаться правил движения для велосипедистов.

Если двигатель мощнее 0,25 кВт

Какие же права нужны на электровелосипед при достаточно мощном двигателе? При мощности электродвигателя от 0,25 кВт до 4 кВт, устройство считается эквивалентом мопеда. Такие механизмы не подлежат обязательной регистрации в ГИБДД и не обозначаются регистрационными номерами. Однако для их управления необходимо иметь водительское удостоверение.

Категория М выдается лицам, достигшим 16-летнего возраста, после прохождения курса в автошколе и успешной сдачи экзаменов в ГИБДД.

Наличие других водительских категорий в удостоверении позволяет вести не только мопеды и скутеры, но и мощные электровелосипеды. Важно всегда иметь при себе права во избежание штрафа.

Правила вождения мопедов строже: обязательное использование застегнутого шлема, запрет на движение по пешеходным переходам. Предпочтительно двигаться водителям на мопедах следует по краю дороги в одиночном порядке или по велосипедной дорожке, а также разрешается использование обочины при условии, что это не будет мешать пешеходам.

Если двигатель мощнее 4 кВ

Мы разобрались на какие электровелосипеды не нужны права в 2024 году, а какие можно водить только с правами категории М и выше. А что насчет регистрации транспорта? Это нужно сделать, если двигатель устройства мощнее к кВ. Собственникам мощных моделей велосипедов следует учесть, что в соответствии с регламентом, они обязаны обрести права категории «А», аналогичные правам на вождение мотоциклов. Для этого необходимо пройти курсы специализированного обучения и успешно сдать теоретические и практические экзамены на управление данным видом транспорта. Помимо этого, возлагается обязательство регистрации транспортного средства и оформления страховки.

Особенности измерения мощности мотора

Примите во внимание, что указанные пороги мощности для классификации транспортных средств как мопед (свыше 250 Вт) и мотоцикл (свыше 4 кВт) определены для условий продолжительной работы двигателя. При изучении документации на мотор, установленный отдельно на вашем велосипеде, вы можете столкнуться с двумя различными характеристиками: номинальной и максимальной мощностью двигателя. На первый взгляд, может показаться непонятным, какая из них имеет значение в контексте правил дорожного движения. Однако всё довольно ясно: мощностью при продолжительной нагрузке, когда двигатель способен работать бесконечно, не выходя из строя, является обычно именно номинальная мощность. К примеру, если ваш мотор имеет номинальную мощность 225 Вт при максимальной в 350 Вт, вам разрешено передвигаться на таком велосипеде без прав, ведь его мощность не превышает норму в 250 Вт по ПДД.

В практическом же применении возникают сложности. Будь то сотрудники ГИБДД или судьи, немногие из них вдаваться в подробности, различая эти два показателя. Если в документации на ТС описана только максимальная мощность, которая требует наличия водительских прав, и номинальная мощность не упоминается, вам скорее всего придётся столкнуться с штрафом, который потом придется оспаривать в суде. Если же номинальная мощность двигателя вашего электровелосипеда не указана в документах, может потребоваться проведение технической экспертизы.

С другой стороны, инспектор ДПС не имеет права требовать на дороге документы на велосипед. Кроме того, вряд ли у кого-то найдется возможность на месте проверить мощность электродвигателя вашего транспортного средства.

Что будет, если водить мощный электровелосипед без прав

Если велосипедист нарушает правила дорожного движения, он может столкнуться с санкциями, в том числе со штрафом за управление без соответствующих документов на сумму от 5 до 15 тысяч рублей, а также с потерей велосипеда. При этом, для возврата транспортного средства с платной парковки потребуется лицо, имеющее водительское удостоверение.

Итак, если у вас нет водительских прав и вы используете электровелосипед небольшой мощности, избегайте выезда на дороги общего пользования и перемещайтесь по обочинам или в зонах для пешеходов. Лучше быть осторожным: придерживайтесь дорожных правил, тогда вам не придется сталкиваться с проблемами при вождении.

С какими категориями можно управлять транспортным средством другой категории

Обратите внимание, что имея определенные категории в правах, можно управлять не только тем транспортом, который к ним относится, но и некоторым другим. Например, при наличии любой категории прав, можно управлять мопедом и мотоциклом. Таким образом, необязательно получать именно категорию “М”, можно получить категорию B или C, которая дает возможность управлять легковым или грузовым автомобилем, и при этом иметь возможность управлять мопедом и мотоциклом. 

категория прав электровелосипед

Рассмотрим какие категории дают такие расширенные права:

  • Любая категория дает право управлять категорией М;
  • А - А1, В1 с мотоциклетным седлом и рулем;
  • В - В1 с автомобильной посадкой и рулевым колесом;
  • С - C1 (грузовик с разрешенной массой более 3,5 тонн);
  • D - D1 (пассажирские автомобили, у которых от 9 до 16 сидячих мест, кроме водительского);
  • CE - C1E (средние грузовики массой от 3,5 до 7,5 т, с прицепом тяжелее 750 кг, но легче самого автомобиля и их общая масса не превышает 12 тонн);
  • DE-D1E (небольшие автобусы с тяжелыми прицепами массой более 750 кг.)

Обратите внимание, что согласно ПДД запрещается управлять транспортом без наличия прав нужной категории. Это все равно, что управлять транспортом без прав, т. е. наказание будет таким же.

Сравнение России и зарубежных стран

Итак, мы разобрались, нужны ли права на электровелосипед в России, однако, что насчет остального мира? В странах Западной Европы существуют ограничения на скорость движения транспорта, которые могут составлять 20 или 30 км/ч в зависимости от законодательства. Это означает, что для использования электровелосипедов, способных развивать скорость до 50 км/ч, потребуется получение соответствующего водительского удостоверения.

В Украине требуется регистрация транспорта при мощности более 4 кВт, при этом получать номерной знак необязательно. В Беларуси электровелосипеды не выделяют в отдельную категорию и применяют к ним те же правила, что и к мопедам.

Если говорить о других странах, то, например, в Австралии нет необходимости регистрировать электровелосипеды, а также получать на них права. В Канаде электровелосипеды с бензиновым двигателем приравнены к мотоциклам, поэтому к ним применяются все требования, которые касаются последних: получение номера, необходимость получать права и регистрировать транспортное средство.

В Китае законодательство касаемо электровелосипедов похоже на законодательство Канады: все модели приравнены к обычным велосипедам и особых требований к ним не предъявляют.

Таким образом, там управлять этим транспортным средством можно с 16 лет имея на руках права категории АМ. Необходимость иметь права на электровелосипед зависит где-то от мощности, а где-то от скорости.